Аннотация к рабочей программе по литературе 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования по литературе для 5-9 классов, авторской программы по
литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2009 г. и регионального
базисного учебного плана.
Цели изучения литературы
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как личности путем
включения его в различные виды человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация,
профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие. С этих позиций обучение
рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой
соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило
цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской
деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной
речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного
восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух
художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица,
художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному
владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое,
характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения
письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования
обеспечивает
взаимосвязанное
развитие
и
совершенствование
ключевых,
общепредметных и предметных компетенций.
Курс литературы в 5—9 классах строится на основе сочетания концентрического, историкохронологического и проблемно-тематического принципов.
Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное
возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако, на
каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста.
Литературное образование в школе состоит из трѐх основных этапов, каждый из которых обладает
своей спецификой и связан с остальными.
Первый этап-начальное литературное образование(1-3 классы), второй этап –общее литературное
образование (5-9 классы), третий этап - углубленное изучение литературы 19-20вв (10-11 классы).
Программа рассчитана в 7 классе – 70 часов(2 ч. в неделю),8 классе - 68 часов(2 ч. в неделю),9
классе-102 часа(3 ч. в неделю).
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «портфолио»;
технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических
олимпиадах);
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
проблемное изложение;
частично-поисковый;
исследовательский
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания
художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и
жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии
идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения
оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных
произведений
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании
сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь
составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной
последовательности и составляют важное средство развития речи.
В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее
количество сочинений, целесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):
сочинений
7 класс 8 класс 9 класс
Классных
2
3
3-4
домашних
2
3
3
Объем сочинений в страницах за (2ч) 1,5-2 2-3
3-4
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения литературы ученик должен
Базовые знания
Развитие познавательных умений
знать/понимать
уметь
образную природу
словесного искусства;
содержание
изученных
литературных
произведений;
основные факты
жизни и творческого
пути А.С.Грибоедова,
А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова,
Н.В.Гоголя;
изученные теоретиколитературные
понятия;
- воспринимать и анализировать
художественный текст;
-выделять смысловые части
художественного текста,
составлять тезисы и план
прочитанного;
- определять род и жанр
литературного
произведения;
- выделять и формулировать
тему, идею, проблематику
изученного произведения;
давать характеристику
героев,
- характеризовать особенности
сюжета, композиции, роль
изобразительновыразительных средств;
- сопоставлять эпизоды
литературных
произведений и сравнивать
их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- прочитанному;
- выразительно читать
произведения (или
фрагменты), в том числе
выученные наизусть,
соблюдая нормы
литературного
произношения;
- владеть различными видами
пересказа;
- строить устные и письменные
высказывания в связи с
изученным произведением;
- участвовать в диалоге по
прочитанным
произведениям, понимать
чужую точку зрения и
аргументированно
отстаивать свою;
- писать отзывы о
самостоятельно
прочитанных
произведениях, сочинения
Формирование ценностномировоззренческих ориентаций
использовать приобретенные
знания и умения в практической
деятельности и повседневной
жизни для:
создания связного текста
(устного и письменного) на
необходимую тему с учетом
норм русского литературного
языка;
участия в диалоге или
дискуссии;
знакомства с явлениями
художественной культуры и
оценки их эстетической
значимости;
определения своего круга
чтения и оценки
литературных произведений.