01.01.2017
Тема: С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ».
Цели деятельности учителя:ознакомить с биографией известного детского писателя XX в. С. Я. Маршака; дать представление о новом виде литературного произведения - пьесе-сказке; показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения человека от конкретных обстоятельств.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения:знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Эпиграф:
Я думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
С. Я. Маршак
Ход урока
I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.
Родился Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 г. в городе Воронеже. Отцу приходилось часто менять место работы. Трудно пришлось мальчику при поступлении в Острогожскую гимназию, но позже он сумел перевестись в гимназию в Петербурге.
Судьба свела Маршака с известным критиком В. В. Стасовым, который душевно отнесся к мальчику: подарил библиотеку классиков, водил по музеям, познакомил юного поэта с М. Горьким и Ф. Шаляпиным.
В 1912 г. Маршак уехал учиться в Англию. В это же время сотрудничал с разными редакциями. Находясь в Англии, начал заниматься переводами английских и шотландских баллад, творений У. Блейка и Р. Бернса.
Тогда же начинает писать для детей. После 1917 г. заведует рядом детских домов и колоний в г. Краснодаре. Здесь впервые в стране был организован детский театр. Первые сказки С. Маршак написал для этого театра.
Писать для маленьких читателей было непросто: на писателя обрушились враги фантастики, веселых историй, сказок. Помог М. Горький, защитил детских писателей.
В течение жизни С. Я. Маршак очень ответственно относился к работе.
В 1964 г. писатель тяжело заболел, ослеп и умер в том же году.
Литературное наследие С. Я. Маршака до сих пор радует читателей и доставляет истинное наслаждение любителям чтения.
II. Работа над понятиями. («драматическое произведение»; пьеса).
Драма от греч. – действие – произведение, предназначенное для постановки на сцене.
В таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п.
Основу действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами.
Первое, с чем встречается читатель, это афиша – список действующих лиц (экспозиция); ремарки (фр.замечания) – пояснения автора к читателю. Пьеса делится на акты (действия), которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины).
- Основой сюжета сказки «Двенадцать месяцев» стала западно – славянская легенда о братьях – месяцах, встречающих у костра новогоднюю ночь.
Вопрос: – Почему Маршак назвал своё произведение не просто сказкой, а сказкой– пьесой? (Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.)
- Чем же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений?
Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья, так и в мирное время.
- Какая это сказка?
-Докажите, что она волшебная
( Волшебные помощники-12 месяцев, Волшебный предмет –колечко, Волшебные события - быстрое изменение времен года, Волшебное преобразование - Баба и дочь стаИ собаками)
- Как вы думаете, почему сказка называется так?
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
-Что вы можете сказать о падчерице, какая она? Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая.
Трудолюбие доброта терпение приветливость
- Как вы думаете, почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения? Хорошая она девушка.
Такие качества как у неё нам в жизни тоже будут полезны.
- Все ли люди, которые окружали девушку, любили её?
Мачеха её не любила. Она давала ей много работы.
- Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?
Зимой нарвать подснежников.
- Зачем мачехе понадобились подснежники? «По воле королевы».
III. Словарная работа.
Падчерица - приемная дочь
Канцлер – человек, занимающий высшую государственную должность
Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы
Астролог- гадатель по звездам
Мантия – накидка
Рескрипт – распоряжение
Резолюция – решение, постановление
Ходатайство – просьба
IV. Анализ 2-й картины I действия. Эпизод «Королевский урок».
Запись на доске: взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая, ленивая, лукавая и т. д.
Вопросы и задания:
–Подберите определения, характеризующие королеву (падчерицу, мачеху, дочку).
–Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?
–Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходство и различия.
–Что можно сказать о знаниях королевы?
Анализ 3-й картины.
Вопросы:
–Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу старуха-мать и дочь?
–Объясните значение слова «мачеха».
–Как дочь и мать относятся к падчерице? Из каких слов сказки это видно?
Попробуем сопоставить один и тот же эпизод в прозаическом и драматическом вариантах сказки.
В прозаическом варианте, когда мачеха посылает падчерицу в лес за подснежниками, девочка думает: «Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники. Только пропадешь, увязнешь в сугробах». Но она не осмеливается перечить мачехе – плачет, кутается в рваный платок и идет.
А вот этот же эпизод в пьесе:
Падчерица. Да какие же теперь подснежники – ведь зима!
Мачеха. Весною-то за подснежниками не золотом платят, а медью!
Падчерица. Не пойду!
Дочка. А что же – мне вместо тебя в лес идти?
Падчерица. Да ведь не мне золото нужно!
Вопросы:
–В чем разница данных вариантов? (У героини появилась внутренняя твердость, чувство собственного достоинства, проявились определенные черты характера.)
Обобщая проделанную работу по анализу картин-эпизодов сказки, учитель задает вопросы:
–Кто из героев первого действия воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла? (Королева, дочка, мачеха.)
–Охарактеризуйте, в чем сходны, в чем различны героини?
V. Работа в парах
На основании этого отрывка мы можем сделать вывод о чертах характера персонажей.
У вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя.
1-я группа.
Падчерица - умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить.
2-я группа.
дочь - жадная, безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.
Составление таблицы «Антитеза» на доске из лепестков.
- Вспомните, что такое антитеза?
(Антитеза - стилистическая форма, оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия)
Домашнее задание:прочитать оставшиеся действия сказки.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.09.2018
Дата обновления: 04.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017